7 октября 1952 года в США был выдан патент на штрих-код. Первым товаром, прошедшим под лучом сканера на кассовом аппарате, была упаковка жевательной резинки Wrigley’s. Упаковка была продана в одном из магазинов штата Огайо 26 июня 1974 года. К тому времени уже появились лазерные технологии для считывания штрих-кода.
Самый первый штрих код состоял всего из четырех линий. Штрих – коды были тогда самых странных форм и очертаний. Одно время существовали даже круглые штрих - коды.
До поры до времени универсальная система штрих-кодов не получала одобрения в других странах, поскольку разные производители предпочитали разные системы учета продукции и идентификации своих товаров.
На сегодняшний день существует более 5 индивидуальных штрих-кодов в мире. Однако потеснить штрих-код грозятся QR-коды или так называемые «коды быстрого ответа».
QR-код - это точечный рисунок, который содержит гораздо больше информации, чем традиционный штрих-код.
«Да и цели у них различные, - утверждает генеральный директор компании GS1 UK Гари Линч (Gary Lynch), - штрих-код существует для идентификации и учета товара: покупатель платит назначенную цену, а запись о продаже поступает в складскую программу».
«Главная задача QR-кода заключается в том, чтобы отправить человека в путешествие по мультимедийной вселенной. В принципе, QR-код можно совместить со штрих-кодом, но пока это никому не потребовалось», - рассказывает Г. Линч.
Между тем, далеко не все приняли штрих-код без возражений. Например, некоторые производители вина отказываются размещать штрих-код на бутылке «из-за эстетических соображений».
Сегодня штрих-код – это визуальный образ, который неразрывно связан с современной культурой. Им даже украшают себя. Например, штрих-код вытатуирован не теле американской певицы Pink.